Новые требования к автобусам, выполняющим междугородные перевозки, установлены постановлением правительства России, подписанным премьер-министром Владимиром Путиным 24 февраля.
В начале весны число междугородных рейсов из Петербурга в теории должно серьёзно сократиться. С 1 марта в России запрещена эксплуатация автобусов, не оборудованных ремнями безопасности на всех без исключения пассажирских креслах. Большая) часть перевозчиков, опрошенных «Фонтанкой», к нововведению оказались откровенно не готовы.
Напомним, еще в августе 2009 года президент Дмитрий Медведев поручил правительству обязать перевозчиков оборудовать все пассажирские сиденья ремнями безопасности. Это распоряжение связано с несколькими крупными ДТП, произошедшими с такими автобусами в 2009 году, в частности на федеральной трассе «Дон», где пострадал 21 человек, и в Новосибирской области, где погибли 8 пассажиров.
Из более чем десятка перевозчиков, выполняющих рейсы из Петербурга в Хельсинки, Москву, Элисту и Псков, готовыми к новым требованиям оказались только в транспортной компании «Автокэб». Директор фирмы сообщил, что в автобусах Mercedes Sprinter, Neoplan и Man, которые эксплуатируются, в основном, на финском направлении, ремни безопасности предусмотрены заводской комплектацией. А поэтому в компании никакого беспокойства не испытывают.
В то же время одновременно в нескольких фирмах-перевозчиках о постановлении правительства узнали от корреспондента «Фонтанки». Так, представитель турфирмы Business Visit, которая связывает две столицы, поблагодарили за информацию, записали номер постановления и заявили, что непременно примут меры. В компании Finnord (рейсовое сообщение между Петербургом и Хельсинки) прямиком признались, что их автобусы Scania оборудованы ремнями лишь только частично (первый ряд пассажирских кресел), но ни о каком переоборудовании речи настоящее) время не идёт. Управление других крупнейших международных перевозчиков — Eurolines, Ecolines и «Совавто» - оказалось недоступным для комментариев.
Не имеющие соответствующих ремней автобусы не могут быть допущены к эксплуатации. Вдобавок независимо от того, предусмотрены ли такие средства безопасности конструкцией самого транспортного средства или нет. То есть владельцам нужно либо добавлять соответствующие изменения в конструкцию (установка ремней регулируется жесткими техническими нормативами), либо остановить пользование автобусов на линиях, связывающих города. Более того, в соответствии с действующему государственному стандарту не разрешается использование ремней безопасности с надрывами лямки, в случае неисправности замка (лямка не вытягивается или не втягивается) и в ряде других случаев
Изумление вызвал вопрос «Фонтанки» в компаниях «Транс-тур» и «Аранзал-экспресс», перевозящих пассажиров из Москвы в Элисту транзитом через Петербург. Необходимо отметить, что доля перевозчиков не владеет собственным автопарком, а арендует дальнемагистральные автобусы. И обновление их за собственный счёт — это откровенно излишние траты. «Если нас в марте действительно не выпустят на линию, то мы без труда арендуем другие автобусы, благо предложений немало. Но, скорее всего, ничего не изменится. Из нашего города ходят такие автобусы (например, в Махачкалу от Балтийского вокзала), в которых не то что ремней нет, так кресла едва не разваливаются, водители ездят без прав и проводят по 12-15 часов за рулём без смены, а чадят их машины, произведённые 20 лет назад, как трактор «Кировец». И ничего, работают. Каким образом, думаю, и так всем понятно», - сообщил голова одного из перевозчиков.
Специалисты оценивают обновление одного 70-местного автобуса ремнями безопасности в 30-70 тысяч рублей. Дешевле обойдётся монтаж ремней там, где они изначально были установлены, но затем срезаны и при этом остались карабины. Но, в любом случае, за оставшиеся 2 дня сделать безопаснее весь междугородный автопарк Петербурга невозможно, на это потребуется порядочно месяцев. В больших городах автобусные перевозки востребованы всегда