В начале двадцатого века на Урале в районе Шигирского озера нашли древнего деревянного идола, возрастом около 10 тысяч лет. Данная находка подтвердила гипотезу существования на Урале древней цивилизации со своим особенным бытом и неповторимой культурой. Нашли этого идола не профессиональные археологи, а обычные люди, добывавшие на этом озере золото. С глубины четырёх метров из торфяника на поверхность подняли объёмную голову с плоским носом, а потом и туловище. Шигирский идол представляет собой огромную деревянную статую, вырезанную из цельного ствола лиственницы и расписанную сложным орнаментом. К сожалению, идол сохранился лишь в разобранном состоянии. Поэтому чтобы воссоздать его первоначальный облик потребовалась реконструкция. Первым человеком, попытавшимся воспроизвести возможный внешний вид идола, был Д.Лобанов, хранитель музея, куда привезли обнаруженные деревянные части. Идол получился 2,8 метра в высоту с руками и ногами, перекрещенными как будто он замер в движении. Через несколько лет В.Толмачёвым известным археологом была произведена повторная реконструкция, в результате которой высота идола составила уже 5,3 метра. Необходимость её была обусловлена тем, что при первоначальном варианте реконструкции ряд деревянных фрагментов не был использован, а некоторые части оказались не связанными друг с другом, изображение человеческих лиц на теле идола были перевёрнуты. По разным причинам нижняя часть туловища Шигирского идола не сохранилась до нашего времени. Длинна её составляла почти два метра, теперь она существует только на рисунках, сделанных, когда-то В.Толмачёвым.
Дискуссии по поводу возраста находки начались сразу по её обнаружению и не прекращаются до сих пор. Датировка предполагалась самая разная: от 5-6 тысяч лет до нашей эры (эпоха неолита) до второго тысячелетия до нашей эры (бронзовый век). В 1997 году был проведён радиоуглеродный анализ внутренних слоёв древесины идола, полученный результат поверг учёных в шоковое состояние. Оказалось, идол был создан девять с половиной тысяч лет тому назад в эпоху мезолита или среднего каменного века, когда существование цивилизации подобного уровня развития считалось просто не возможным. Данная деревянная скульптура оказалась намного старше, чем египетские пирамиды и Ноев ковчег. Цивилизация Майя и древнего Египта ведут летоисчисление, начиная с двухтысячного года до нашей эры, а тут обнаружили объект культурного наследия неизвестного народа аж 9,5 тысячелетней давности! А ведь считалось, что за Уралом до Ермака ничего не было – пустынные земли. Очевидно, что теперь придётся кардинально переписывать историю, так как известным великим цивилизациям Майя, Рима, Египта, Ацтеков далеко до возраста загадочной уральской цивилизации.
Идол представляет собой уникальнейшую скульптуру, аналогов которой нет во всём мире. Шигирский идол полностью покрыт замысловатым орнаментом, представляющим собой закодированную информацию, расшифровать которую довольно сложно. На данный момент это древнейшая скульптура из дерева в мире. Ещё одной загадкой идола является то, как на нём появились надписи: согласно исторической науке письменность на Земле возникла более чем на три тысячи лет позднее. Удивительная, наверное, была цивилизация: процветала до начала известного летоисчисления, имела письменность, имела развитую культуру, создававшую подобные деревянные фигуры.
Помимо резного геометрического орнамента на идоле вырезано несколько лиц или личин (шесть в общей сложности не считая головы фигуры). Всего на идоле можно выделить семь лиц (если считать и изображения на утерянной нижней половине скульптуры): объёмная голова с двухсторонним изображением и по три фигуры спереди и сзади. Все личины индивидуальные и обладают своими отличительными чертами. Некоторые выполнены в виде скелетов с двумя короткими пятнами внутри. Эти пятна, по версии специалистов, обозначают либо внутренние органы, либо душу. Есть также лица связанные с «небесным» и «подземным» миром. Личины представляют женское и мужское начало, растительный и животный мир. Видимо Шигирский идол воплощает в себе несколько духов; Кроме того в нём зашифрованы знания древних людей об устройстве окружающего мира и собственной истории. На теле идола также множество знаков, которые исследователи не могут точно объяснить: прямые, волнистые линии, зигзаги, квадраты, ромбы, кресты и круги. Они конечно могли обозначать соответственно горизонт, грань между небесным и земным миром, воду, змею, опасность, огонь или солнце, - но как связать все эти символы воедино в одном деревянном идоле? Учёные пока не знают ответа на этот вопрос.
Рассматривается версия, что уральский истукан представляет собой лунный календарь. Семёрка издревле считается таинственным числом. Известно, что каждая фаза луны может быть разделена на семь дней. Эти лунные циклы были положены в основу календаря древних шумеров. Возможно, идол с его 7-ю лицами символизирует именно Луну. Не секрет, что у древних людей с луной ассоциировалось божество женского рода. Кроме того, в ту далёкую эпоху царил матриархат, и люди поклонялись в основном не богам, а богиням. Однако достоверно не возможно сказать, является ли уральский идол изображением мужчины или женщины.
По мнению профессора В.Чудинова идол – божество женского рода, а именно богиня Мара, которой подвластны смерть и болезни. Действительно лицо истукана не имеет бороды и усов, оно утончённо и имеет скорбный вид. Увеличенная на компьютере зарисовка Шигирского идола Толмачёвым позволила прочитать слова, проступившие на изображении. Это такие слова как «Мара», «бог загробного народа» (на щеке), «рая» (под левым глазом), а в районе челюсти имеется надпись «тонкие миры Мары». Получается, что Мара олицетворяла в себе сразу несколько божественных функций. Она была «универсальной» богиней, которой молились люди по вопросам жизни, смерти, здоровья и благополучия. Впрочем Шигирский идол поставил перед учёными гораздо больше вопросов, чем дал ответов. Можно сказать, что его исследование только начинается.