Исходя из этих соображений, он договорился о встрече с Масааки Кимурой. Последний был больше знаком с деталями комплекса (ведь изучал он его уже несколько лет) и смог привести сильные аргументы в пользу искусственности монумента, подкрепленные также фотографиями деталей, которых Шоч просто не заметил при погружении под воду. Все это пошатнуло мнение бостонского профессора.
Скалы острова Йонагуни и Монумент имеют очень много общего и в то же время сильно различаются. Дело в том, что на ограниченном пространстве комплекса близко друг к другу расположены различной формы и типа элементы. Один из примеров: отверстия круглой формы, ступени, спускающиеся вниз, острые кромки граней, абсолютно прямая узенькая траншея. Природная эрозия не может быть причиной столь разных форм: они должны быть в этом случае одинаковыми на всем отрезке скалы. Поэтому нахождение рядом таких различных элементов является важным доказательством его рукотворного создания.
А вот поблизости (несколько десятков метров в сторону) на этой же скале из абсолютно такой же породы получился совсем другой ландшафт. Нет никаких сомнений, он создан природными силами. Однако даже на первый взгляд заметно его очевидное, абсолютное различие с обработанной частью скалы.
Еще одно доказательство – это отколотые от скалы большие каменные блоки. Оказалось, что они находятся совсем не там, где им следовало бы лежать, если бы они упали со скалы под воздействием притяжения земли. На самом деле, они или собраны на одной площадке, или в принципе отсутствуют. Таким образом, рядом с монументом никаких обломков или отколовшихся блоков или частей не наблюдается. Все они аккуратно удалены больше чем на шесть метров в сторону. В том случае, если комплекс возник бы в результате эрозии, то все окрестное дно было бы полно обломками, как и в других местах по берегам данного острова. Здесь же этого эффекта не наблюдается.
Кроме того, на комплексе Йонагуни существуют довольно глубокие симметрично расположенные траншеи, а также ряд других элементов, создание которых природой нельзя объяснить в принципе. Сам профессор Шоч позднее писал, что после того, как он встретился с Кимурой, он не может абсолютно исключить вероятность того, что странный комплекс на острове был, как минимум, частично обработан с помощью рук человека.
В целом, встреча двух профессоров привела к сглаживанию их радикальных позиций. Ведь до этого Шоц был сторонником естественной теории происхождения объекта, а Кимура, наоборот, отстаивал полностью искусственное его происхождение. Теперь же, пересмотрев все имеющиеся факты, они оба пришли к компромиссу: монумент был частично преобразован древним человеком из природной скалы, часть которой осталась нетронутой. Таким образом, по их обшей точке зрения, комплекс является «терра-формированием», то есть естественной «заготовкой», преобразованной в последствии человеком. Такой подход к архитектуре был весьма распространен в древности.
По итогам экспедиции девяноста седьмого года был снят научно-популярный фильм «Поиски потерянной цивилизации», а Хэнкок выпустил очередную книгу «Зеркало небес». Два эти события получили большой резонанс в обществе, в результате которого мегалиты Йонагуни стали широко известны миру, а ученые вынуждены были как-то реагировать на эту находку и последовавшие за ней научные теории.
Только через тринадцать лет после открытия подводного комплекса на Йонагуни в 1998 году впервые было начато его межотраслевое научное исследование. Была сформирована специальная группа из ученых (геологов, подводных археологов, опытных дайверов, антропологов и лингвистов) во главе с дипломированным археологом и водолазом Михаэлем Арбунота. Также в экспедицию был приглашен и Шоч, не упустивший случая повторно осмотреть Монумент и удостовериться в правильности выработанного им с Кимурой подхода.
Около трех недель длились погружения под воду и исследования храмового комплекса. Результаты экспедиции подтвердили историко-археологическую ценность обнаруженной находки. Так, руководитель экспедиции сначала сильно сомневался в теории искусственного происхождения каменного образования, однако увидев его лично и проведя ряд исследований, он полностью изменил свое мнение прямо на противоположное. Он удостоверился в том, что именно человеческие руки обрабатывали объект Йонагуни. Исследование естественной геологии в районе находки показало отсутствие таких же ровных, идеальных форм, как на монументе, что говорит в пользу его искусственности. Кроме того, там было обнаружено множество разных деталей, исключающих теорию создания объекта природными силами.
Исследования так называемого храмового комплекса Йонагуни продолжались и после окончания экспедиции. Так, в 2001 году в стране восходящего солнца состоялась конференция, на которой профессор Кимура выступил с докладом. Его мнение, аргументированное собранным фактическим материалом, фотографиями и проведенными исследованиями, о том, что мегалиты острова Йонагуни являются останками древнейшей цивилизации, было поддержано большинством японских исследователей.
Несмотря на то, что вопрос об искусственности природы Монумента полностью доказан, официальная наука продолжает его игнорировать или пытается опровергнуть факт его создания древней цивилизацией, как минимум, более 10 000 лет назад. Это связано с инертностью и даже консервативностью науки, особенно если это касается древней истории Земли. Итоги конференции, многочисленные свидетельства очевидцев, включая известных ученых с мировым именем, не могут убедить скептиков. А самые ярые скептики, как это ни прискорбно, никогда не бывали на острове Йонагуни и не видели его мегалиты…