Кто из автолюбителей не сталкивался с посторонними шумами, вызывающими только одно желание – по-скорее сменить тормозные колодки? Скрип и свист, пожалуй, единственный бич городских тормозов. Почему городских? Да все просто. Если, к примеру, взять тормозные колодки, разработанные для спортивных соревнований (трековые), то, в большинстве случаев, там скрипы есть естественным спутником качественного замедления автомобиля.
Сегодня рассматривать природу явлений посторонних шумов, присущих трековым накладкам, не будем. Попробуем осветить проблему городских колодок. За полтора года профессиональной работы с тормозами , специалистам нашого центра «Tormoza.In.Ua» пришлось столкнуться с сотнями «скрипучих» проблем. Первое желание «счастливого» обладателя писка – заменить ВСЕ, что мало-мальски может иметь отношение к шумам. Особое умиление у нас вызывают горе-мастера «своих» СТО, которые на жалобу клиента «скрипят тормоза» - не задумываясь выпаливиают приговор «Некачественные тормозные колодки. Поставлю тебе свои – они точно скрипеть не будут» (читай - И скрип МОЖЕТ БЫТЬ пропадет, и денег заработаем).
А так ли страшен черт, как его малюют?
Если условно взять все причины скрипа за 100%, то вина качества колодок отберет не более 30%. Что же заставляет морщиться водителя из оставшихся 70-и? Прежде всего, стоит четко уяснить, что скрип – это автоколебания (вибрации) тормозной колодки. Именно колодки, а не диска, суппорта. Точнее, в колебаниях участвуют все компонентны, но в силу веса и фиксированного размещения - все остальные учасники собственные колебания гасят очень быстро. И лишь тормозные колодки продолжают вибрировать, превращая в ад нежный слух автолюбителя.
И вот, понимая природу явления скрипа, уже можно по-иному взглянуть на проблему. Прежде чем торопиться грешить на тормозные колодки – нужно отыскать причину вибраций. А вот тут уже есть несколько причин:
• Износ диска, вследствие которого образовался буртик (выпирающая каёмка диска вдоль внешнего диаметра) (рис.1)
• Подклинивание суппорта вследствие «сухих» направляющих
• Подклинивание суппорта вследствие некорректного хода поршня в шахте суппорта.
• И, собственно, некачественные тормозные колодки (неоднородный состав, некачественная проклейка основы и накладки, и т.д.)
Ну и рассмотрим основне методы «лечения» скрипа в порядке приоритета:
1. Осмотрите диск на предмет выработки. Если буртик очевиден, то это первая предпосылка к скрипу. По-хорошему, необходимо снять буртик проточкой, без снятия рабочей поверхности.
2. Многие современные качественные колодки оснащены фасками (скосами) и пропилами, что значительно снижает вероятность появления скрипов (рис.2).
3. Перед установкой нових тормозных колодок смажьте специальной противоскрипной пастой торцы колодки (боковые ушки/крепления), а также заднюю стенку накладки, примыкающую к поршню. Естественно, ни в коем случае не наносите никаких смазок на трущуюся поверхность!
4. Перед установкой колодок проверьте нормальное функционирование супорта – направляющих и поршнем. Если направляющие не клинят, то скоба суппорта будет двигаться свободно и вперед и назад. В любом случае, обильно смажьте направляющие специальной смазкой.
5. При снятой колодке слегка нажимайте на педаль тормоза. Не клинящий поршень будет беспрепятственно выходить из шахты, а также, без особах усилий, возвращаться обратно. Также, особое внимание обратите на пыльник поршня (резиновая прокладка, обтягивающая поршень). Если он поврежден – обязательно замените! Порванный пыльник – первый шаг к «клину» суппорта.
6. Если ничего из вышеперечисленного не помогло, значит пришла пора сказать «нет» тормозным колодкам. В этом случае – либо вы приобрели подделку (а их, поверьте, есть), либо брак одной упаковки, ну либо прощаться стоит со всей маркой производителя.
Пример из жизни 1. Один автолюбитель приобрел как-то тормозные колодки одной довольно серьезной европейской марки. Спустя 1000 км тормоза стали прилично поскрипывать. Потерпел он, потерпел, да и поставил «крест» на этом бренде. И вот, приобрел другие, не менее европейские колодки. Каково же было его удивление, когда и новый комплект - спустя пару тысяч пробега - стал «радовать» веселым поскрипыванием в тягучках и на перекрестках. Абсолютно случайно этот водитель попал к нам, с просьбой продать ему пусть и «самые дорогие, но железно нескрипучие» колодки. Приговор – профилактика суппортов из-за подклинивания направляющих.
Клиент уехал на своих колодках, довольный решением. Цена вопроса за решение вопроса – копейки. Потрачено же было до того как - порядка 100 долл. И если бы не всестороннее изучение вопроса, то автолюбителю грозила очередная замена на комплект ценой в еще почти 100 долл. Не высока ли цена за скороспелые решения «профессиональных» сервисантов?
Пример из жизни 2. Жил-был один Покупатель нашего Центра тормозныз компонентов. И вот приобрел он однажды довольно именитые колодки, и поехал их ставить на свой сервис. И вот, не прошло и пары часов, как звонит Клиент и сообщает, что наверно, откажется от колодок. Выяснилось, что это совет мастера его сервиса. Вердикт его таков: «эти тормозные колодки мажутся черной пылью. А это признак некачественного продукта». Ну что сказать? Как поется в песне – «Что ответить старушке – не обидеть бы старость». Принципа ради, решили мы сами подъехать на СТО и пообщаться и с Клиентом и с мастером. В итоге – все стороны остались довольны.
А тепер разберемся в ситуации. Т.н. «черная пыль» - говоря научным языком «графит» - есть сухая смазка, которая добавляется во фрикционный состав для сглаживания трения «колодка-диски». Иными словами, графит служит равномернуому износу колодки и диска. И наоборот, отсутствие таковой смазки будет однозначно приводить либо к «поеданию» диска, либо неравномерному стачиванию накладки. И тут, уж поверьте, скрипов и писков не оберешься.
Итак, подведем итог. Скрип действительно не так страшен, как его преподносят некоторые умельцы. Главное – объективно отследить все возможные причины. Так что, не торопитесь выбрасывать ваши деньги. Лучше обратитесь на проверенное СТО к профессионалам.
Одним словом – тормозите с удовольствием!