Руководство фирмы-туроператора в шоке. И не только потому, что гость не обратился за продлением визы. Турфирме непонятен сам подход УФМС. Получается, к каждому туристу, из какой страны он бы ни прибыл, нужно приставлять по соглядатаю и в обязанности «надзирателя» вменять неусыпное бдение. А вдруг отдыхающий прикинется заболевшим и вместо запланированного Эрмитажа отправится на деловые переговоры…
Туроператор не считает себя виноватым, поэтому обратился к юристам и написал жалобу руководству УФМС. Как считают адвокаты Петербурга, федеральной службе в таких ситуациях следовало сначала доказать, что принимающая сторона заведомо знала о несоответствии целей прибытия приехавших иностранцев первоначально заявленным.
В УФМС стоят на своем: дескать, принимающая сторона должна контролировать соблюдение условий пребывания иностранцев в России.
Вполне понятно, почему миграционная служба решила взвалить всю ответственность не на китайских граждан как непосредственных нарушителей, а на российского туроператора. Так и бюджетную казну на приличную сумму можно пополнить, и с китайским внешнеполитическим ведомством отношения не обострить. Ведь известно, насколько остро китайские власти отреагировали на снос Черкизовского рынка.
Пока туроператор ведет переписку с миграционной службой и готовится раскошелиться на судебное представительство, предлагаю поразмыслить над проблемой в целом. С одной стороны, принимающая сторона должна, конечно, нести свою меру ответственности за приглашение иностранцев. Иначе получается какая-то анархия: пригласил, а там хоть трава не расти. С другой стороны, похоже, наша бюрократия доводит порой ситуацию до абсурда.
В конце концов, за пару дней задержки пребывания в России и за факт деловых переговоров, если они в данном случае противоречили нашему законодательству, ответственность должны нести сами иностранцы. Как дееспособные люди, осознающие, что они делают. Иначе, на самом деле, турфирмам к каждому туристу нужно приставлять соглядатая с правами, запрещающими общаться без разрешения оного.
Прибыл в Петербург, допустим, знойный мулат с Багамских островов, и туроператор в панике: не иначе как оффшорная компания создается. Приехал турок: ага, наверное, на Апраксин рынок хочет шмотки втюхать…
Причем абсурд может коснуться не только турфирм, но и предприятий из других сфер экономики. К примеру, приехал иностранец на деловые переговоры, честно об этом заявил, но вот захотелось ему в свободное от переговоров время заглянуть в Эрмитаж или Русский музей. В итоге он автоматом попадет в нарушители? А что: заявлял о бизнес-целях поездки, а на деле оказался туристом. Грустновато как-то получается…